Система социального партнерства в соответствии с трудовым законодательством (ст.26 ТК РФ) включает пять уровней:
- федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования в сфере труда;
- региональный уровень, на котором субъекты Федерации определяют порядок регулирования в соответствии со своими полномочиями
- отраслевой уровень, на котором осуществляется отраслевое регулирование
- территориальный уровень, который распространяет свое действие на территории муниципальногго образования (город, район и т.п.)
- локальный уровень, на котором происходит регулирование взаимоотношений между работниками и работодателями в рамках конкретной организации.
В качестве основы социального партнерства законодатель (ст.24 ТК РФ) закрепил 12 основных принципов, которые по своему характеру являются внутриотраслевыми, так как относятся только к институту социального партнерства:
- Равноправие сторон.
- Уважение и учет интересов сторон.
- Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях.
- Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе.
- Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов.
- Полномочность представителей сторон.
- Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда.
- Добровольность принятия сторонами на себя обязательств.
- Реальность обеспечения принимаемых на себя обязательств.
- Обязательность выполнения коллективных договоров.
- Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений.
- Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Трудовое законодательство (гл.4 ТК) в качестве представителей работников как социальных партнеров определяет профсоюзы, их организации, объединения, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом (ст.29).
Представителями работодателей в социальном партнерстве согласно ст. 33 ТК являются: руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с трудовым законодательством, учредительными документами организации и локальными нормативными актами. В числе представителей работодателя называются объединения – добровольные некоммерческие организации, основанные на добровольном членстве работодателей.
Основное предназначение социального партнерства состоит в том, чтобы путем переговоров достичь согласованности противоположных интересов работников и работодателей, снять острые проблемы. Достижение целей социального партнерства происходит благодаря использованию различных форм (ст.27 ТК РФ): коллективные переговоры, взаимные консультации, участия работников или их представителей при разрешении трудовых споров в судебном порядке. Одной из форм социального партнерства является также участие работников, их представителей в управлении организацией. Законодатель признает производственную демократию формой социального партнерства.